"Вглядываясь в совершенные формы растений, передавай их истинную сущность. Через внешнее сходство воспроизведи их дух. Достижение этого зависит от руки, от совершенства штриха. Поистине невозможно это выразить в словах - тайна этого лежит в сердце"

"Слово о живописи из сада с горчичное зерно"

   

Китайскую живопись ГОХУА условно делят на: "гунби" и "  се-и ". В первом случае, деталям придается особое значение. « Се-и » характеризуется простыми и широкими штрихами, в ней ценится символический и чувственный образ, полет фантазии, несмотря на кажущуюся небрежность. 

 

В отличие от картин "гунби" в картинах, написанных в стиле "сe-и" ("передача идеи"), как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственным нанесением тушью "фактуры" изображаемого предмета. Художник больше заботится о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей. Стиль "сe-и" называют также стилем "грубой кисти".

Художники этого стиля нередко прибегали к таким приемам, как обобщение, гиперболизация, ассоциации. Именно в стиле "сe-и" работали художники, писавшие экспромтом, по наитию, под влиянием сиюминутного настроения. Картины в стиле "сёи" трудно поддаются копированию и имитированию. В большинстве случаев художники "сe-и" писали тушью в черно-бело-серых тонах, благодаря чему их картины выглядят не столь пышно, как выглядят картины в стиле "гунби", но зато им присущи скрытая экспрессия и неподдельная искренность.   

 

В более зрелый период китайской живописи картины в стиле "сe-и" заняли доминирующее положение. На раннем этапе китайской живописи (до 12-го века) почти безраздельно господствовал стиль "гунби", на среднем и позднем этапах стал преобладать стиль "сe-и". Стиль "гунби" был обязателен для профессиональных художников (художников, писавших по заказу и живших за счет своего труда), тогда как стиль "сe-и" оказался предпочтительным у художников-интеллектуалов. Разумеется, было немало художников, которые применяли приемы и "гунби", и "сe-и", их картины занимают как бы промежуточное место между указанными стилями. 

 

В стиле се-и, как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью «фактуры» изображаемого предмета. Художник больше заботится о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей.

Известный мастер традиционной китайской живописи Чжан Дацянь говорил, что сеи предназначен для передачи духа предмета, его внутренней сущности, а не внешнего сходства.  Написание картин в стиле сеи не занимает много времени, но требует очень большого мастерства.

 


 Hao Feng

 

 



Chen Jiang Yu

 

Разумеется, было немало художников, которые применяли приемы и "гунби", и "сe-и", их картины занимают как бы промежуточное место между указанными стилями.


 

 

 

 

  

 

Bao Ping

 

 


 

Huang Shan Tsheng

 

 


 

Yun Tao

 

 


 

 

 

 

 

Shieh Shyang

 

 



 Ren Dao

 

 

 


Wu Zhang Yen

 

 

 


 

 

 

Yu Yen Kou

 


Стиль сеи (буквально се - «писать», и - «значение» или «идея») означает «передача идеи» - свободная манера письма «грубой» кистью. Разновидностью стиля сеи является стиль шуймо (буквально шуй - «вода» и мо - «тушь»). В шуймо для написания картины используется только черная тушь в различных концентрациях.

 

Начиная с династии Юань (1280-1367) в китайской живописи наметились важные перемены, связанные с приходом в искусство художников-интеллектуалов. Постепенно живопись интеллектуалов заняла доминирующее положение. Первые художники-интеллектуалы появились еще в эпоху Северная Сун, потом число их неуклонно возрастало. Это явление объясняется как внутренними закономерностями развития самой живописи, так и внешними социальными причинами. Разница между художниками-интеллектуалами и художниками-ремесленниками состоит главным образом в уровне общеобразовательной подготовки и широте кругозора. Еcли для художников-ремесленников живопись была единственным родом занятия и служила источником существования, то для большинства интеллектуалов живопись была лишь одним из видов их многообразной творческой деятельности. Они одновременно умели складывать стихи, делать каллиграфические надписи и вырезать печати. Разумеется, и подход к изображаемому на полотне у них был различным. Ремесленник заботился прежде всего о формальном сходстве и соблюдении правил рисования, а интеллектуал главное внимание сосредоточивал на передаче эмоционального настроения.

 

Первый метод получил название "сеши" ("объективное изображение"), второй - "сеи" ("передача идеи"). Жанр "сеи" получил широкое распространение в династии Юань и в этом несомненная заслуга принадлежит художнику Чжао Мэнфу. Что касается социальной причины притока интеллектуалов в живопись, что здесь прежде всего следует назвать те перемены в обществе, которые наступили в связи с монгольским нашествием. Монгольские захватчики проводили политику жестокого национального угнетения. Кроме того, привыкнув к жизни "в седле", они уважали лишь военную прослойку и презирали интеллигенцию.

 

Множество ханьцев-интеллектуалов утратили перспективу сделать служебную карьеру, к тому же они были настроены резко отрицательно по отношению к чужеземным поработителям. Лишенные перспектив и возможности открыто выражать свое недовольство, немало интеллектуалов подались в живопись и стали в иносказательной форме выражать свою позицию и настроение. Были и такие, кто хотя и состоял на службе у монгольских правителей, однако испытывали подспудные угрызения совести за свое сотрудничество с монголами и обращался к живописи для того, чтобы выразить свои истинные чувства. Немудрено, что в этот период художники особенно часто стали писать на тему "горы и вода" (выражающую стремление уйти от действительности и обратиться к природе) и на тему "бамбук и камни" (выражавшую решимость сопротивляться чужеземцам до конца). Живопись интеллектуалов того периода оказало большое влияние на художников эпохи Мин и Цин. И даже в наше время упоминание о классической китайской живописи вызывает у многих в представлении прежде всего бамбук, камни и цветы, написанные в стиле "сеи".