Друзья!

  

                   

 

 

Китайцы оказали огромное влияние на мировое искусство, и не только потому, что изобрели бумагу. Их великолепные творения на шелке и рисовой бумаге на протяжении столетий не перестают восхищать.

 

На этой страничке коротко расскажу Вам о китайской живописи. Материалов о предмете нашей любви – гохуа. Оставим на время наш суетный город за окном, уютно устраивайтесь с чашкой зеленого чая у компа. Готовы? Тогда слушайте.

 

Для начала небольшое пояснение: слово "гохуа" переводится на русский язык, как народная живопись, государственная или национальная живопись.

 

 

 

Китайская живопись – идеальный предмет для изучения. Новичку она дает ощущение успеха, а более опытному художнику – бесконечные возможности для творческого поиска.


История китайской живописи насчитывает, по меньшей мере, 5 тысячелетий. Сначала рисовали только на белом шелке линиями, затем раскрашивали глаза, рот ит.д. Цвета использовали только золотой, черный, светло-розовый. Красоту рисовали тщательно, а зло быстро и схематично.

Китайская живопись разительно отличается от европейской. Европейцы рисуют – китайцы пишут картины, поскольку каллиграфия и живопись неразрывно связаны между собой, это одни и те же материалы (кисть, бумага, тушь), одни и те же линии. Европейцы рассматривают картины, китайцы их читают. Китайская работа считается законченной, если на ней есть печать автора и какие-то поэтические или философские строчки, записанные каллиграфией. Рассматривая китайскую живопись, мы даже дерзаем предположить, что всеми нами любимый импрессионизм берет начало вовсе не во Франции, а в Поднебесной. Все картины пишутся китайскими художниками без предварительных эскизов.

 

 

 

Чем еще отличается китайская живопись от европейской? На этот вопрос китайские художники отвечают лаконично: «Произведение искусства должно иметь смысл, а смысл должен быть счастливым!». Действительно, все картины, нарисованные в Китае имеют только позитивный настрой, такая картина несет удачу в дом и хорошее настроение ее хозяину. В отличие от европейских художников, китаей никогда не будет изображать на своих полотнах что-то ужасное или неприятное для человеческой психики, зачем? Этого и так хватает в окружающем нас мире. Не лучше ли придя в дом или офис насладиться красивыми цветами, поэтическими пейзажами или милыми китайскими комиксами?

 

 

Необходимо рассказать о Четырех драгоценностях китайского живописца: это бумага, кисти, тушь и тушечница.

 

Бумага должна быть непременно ручной работы. У нас и на Западе ее называют «рисовой бумагой», а в Китае – сюаньской. Изготавливают бумагу из бамбуковой соломы, пеньки и риса. Она бывает разных видов:

 

-«сырая», на ней тушь расплывается, хороша для стиля се-и.

 

-«вареная», хорошо впитывает тушь, предназначена для стиля гунби.

 

-«ни сырая, ни вареная», тушь на ней почти не расплывается, используется обычно для пейзажей.

 

Основное отличие китайской бумаги от европейских сортов бумаги в том, что она не проклеена и рисующая краска при нанесении проходит насквозь. Это неудобно художнику, ведь изображение нельзя исправить или стереть, надо делать его заново. Но благодаря тому, что рисунок не стирается и не портится, он может сохраняться долгие годы. И только поэтому мы имеем возможность любоваться работами художников эпохи Тан или Сун. Рисунки, выполненные на рисовой бумаге тушью, говорят о высочайшем мастерстве художников. Здесь нельзя ошибаться, нельзя пробовать, а потом перекрашивать.Посмотрите, сколько изящества, сдержанной красоты в рисунке и ни следа тяжелой работы. Все исполнено необыкновенно легко и просто. Эта простота кажущаяся. Художники гохуа, применяя выработанные в древности приемы, достигают ощущения неограниченности пространства. Этому способствуют как вытянутая форма свитка, так и применение рассеянной перспективы (взгляд на мир с птичьего полета), варьирование творческих манер гун-би и се-и.

 Итак, бумага.

 

 

Кисти. Современные кисти китайцы изготавливают тем же способом, что и 3000 лет назад, то есть из пучков натурального волоса, прикрепленных с помощью клея к полому бамбуковому черенку.

 

 

 

Тушь. Палочки туши почти всегда изящно оформлены и многие их коллекционируют. В прошлом их украшали нефритовой или жемчужной пудрой. Тушь известных мастеров ценилась очень высоко и оценивалась в десять раз выше золота. Палочки туши в настоящее время, как и раньше, делают из сажи, получаемой при сжигании масел, древесины, смол.

 

Возможно, вам интересно, почему китайцы так любят писать черной тушью по белой бумаге. Причина заключается в том, что такое сочетание позволяет достигнуть наиболее выразительного контраста самым простым способом. Тушь в китайской живописи – это не просто черная краска. Не отсутствие цвета, а сосредоточение всех цветов и оттенков природного мира. Тушь заключает в себе все градации от еле заметного серого до глубочайшего черного.

 

 

                

 

Тушечница – это 4-ая драгоценность китайского живописца. Она необходима для растирания палочек туши. Тушечницы высоко ценятся, некоторые из них очень древние и дорогие, переходят из поколения в поколение. Бывают тушечницы из нефрита или обожженной глины, зачастую богато украшены. Мы же пользуемся тушечницами из камня.

       

 

Многие китайские картины монохромны, выполнены только разными оттенками туши - от светло-серого до черного. Но многие художники охотно использовали, и  мы с Вами будем так делать, краски натурального происхождения из минерального или растительного сырья.


Печати являются неотъемлемым элементом работ в свободном стиле, уравновешивая их композицию.

      

 

Гохуа включает в себя стили:  гунби (тщательная кисть) и се-и (свободная кисть). Се-и считается живописью поэтов и философов.

Отметим очень важный момент. В китайской работе обязательно  должно одновременно сочетаться: сухое и мокрое, большое и малое, длинное и короткое, темное и светлое, частое и редкое.

Се-и включает в себя разные жанры: цветы и птицы, пейзаж, животные, люди. Некоторые китайские художники пишут только орхидеи, или только бамбук, или пионы.

 

Да, еще важно познакомить Вас с «Четырьмя благородными». Что это такое? Чтобы ознакомить своих учеников со всеми необходимыми типами штрихов, ученый муж эпохи Мин, его имя Чэнь Цзи-жу, разработал превосходную систему, которую  назвал «Четыре благородных». Изображая четыре растения – дикую сливу, бамбук, хризантему и орхидею – ученики приобретают основные навыки, необходимые для продолжения занятий живописью.

В школе «Дикая слива» наша программа была построена на этом же принципе. 

 

Для лучшего понимания принципа китайской живописи приведем на этой страничке китайскую притчу.

 

Притча.

Одному китайскому художнику было поручено расписать в императорском дворце комнату с изображением тигра. За работу обещано хорошее вознаграждение, ну, а  случаи неудачи, как водится у императоров, голова с плеч. Назначено время приема работы. Время от времени императорские слуги навещали нашего художника, но тот безмолвно сидел в центре комнаты. Подходит время сдачи работы, художник безмолвствует, кисти лежат без дела, слуги готовятся к известному исполнению уговора. И тут наш художник быстрыми движениями выдает бессмертный шедевр. Все в восторге! На вопрос о молчании, художник ответил так: «Я не мог говорить. Я был тигром».

 

Хочется еще добавить, что традиционная живопись Гохуа это одна из наиболее известных визитных карточек Китая. Термин Гохуа 国画 (буквально, «живопись [нашей] страны», как сокращение от Чжунго хуа (中国画) – «китайская живопись») был введён в конце 19 - начале 20 веков как противопоставление сиянхуа (西洋画), то есть западной («заморской») живописи. Используется также название шуймохуа (水墨画), то есть «живопись тушью», в противопоставление юхуа (油画), то есть «масляной живописи».

Традиционные китайские картины пишутся тушью, водорастворимыми минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков - горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен.

Сама живописная техника является возобновлением китайских живописных традиций III—II веков до н.э. Последние годы интерес к этой технике возобновился и стиль переживает второе рождение.

   

 

В живописи гохуа выделяются два основных стиля – «се-и» и «гун-би». «Се-и» – «живопись идей», в ней ценится символический образ, полет фантазии. Как правило, картины «се-и» пишутся очень быстро, но при этом ценится прочувствованность каждого штриха. «Живопись идей» эмоционально близка европейскому импрессионизму, но существует гораздо дольше его. Особым достоинством картин «се-и» является кажущаяся небрежность и безыскусность, на самом деле, все это является глубоким чувством, воплощенном в картине.

 

      

 

Работы в стиле «гун-би» отличаются тщательностью проработки деталей; в этом стиле часто пишут портреты, исторические сцены, а также изображаются архитектурные памятники и насекомые. Многие работы выполнены в стиле, совмещающем достоинства се-и и гун-би.

Для современной гохуа характерно сохранение традиционных средневековых жанров: жэнь-у («люди»), шань-шуй («горы–воды»), хуа-няо («цветы–птицы»).

В китайских пейзажах горы считались олицетворением мужского светлого начала ян, а воды - женского тёмного начала инь, из сочетания которых, по древним представлениям, возникает вселенная. Горы - кости земли, потоки воды - вены, кровь, пульсирующая, несущая жизнь и движение. Художник стремился передать сущность, мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы. Поэтому ему были чужды натурализм, стремление к внешнему сходству. Художник старался передать лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой. Он призывал к слиянию с ней, к постижению ее тайн.

Миниатюрность человеческих фигурок, изображённых на фоне грандиозных ландшафтов, должна была вызывать мысли о величии вселенной, в которой человек является незначительным звеном, подчинённым её могучим силам.

В этом состояло отличие представлений китайской культуры от европейской, где человеку уделялось главное внимание и его изображали как могучую творческую силу, преобразующую мир.

Повторим, что особым разделом жанра "цветы и птицы» является живопись так называемых «четырёх благородных»: орхидеи, дикой сливы мэйхуа, хризантемы и бамбука. Орхидеи и хризантемы имеют личный, сокровенный смысл. Орхидея воплощает простоту, чистоту и скрытое благородство. Хризантема прекрасна, скромна и целомудренна, воплощение торжества осени. Этот цветок - символ возвышенного одиночества.

 

       

 

Одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. На китайских картинах бамбук — это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер.

С популярностью бамбука может соперничать только изображение ветки с нежно-розовыми, белыми или жёлтыми цветами дикой сливы мэйхуа. Она также символизирует гордого человека кристальной чистоты, несгибаемость и стойкость, так как живые соки сохраняются в деревьях и в морозы. Цветок означает солнечное начало ян, а само дерево, ствол и ветки, наполненные соками земли, олицетворяют её силу инь. Символика мэйхуа конкретна: цветоножка - это абсолютное начало; чашечка, поддерживающая цветок, рисуется тремя штрихами, так как воплощает три силы - Небо, Землю и Человека. Сам цветок является олицетворением пяти первоэлементов и поэтому изображается с пятью лепестками.

В китайской живописи существует эстетический культ дерева. Особенно часто изображается ива, которая является символом скромной красоты и утончённости. Она знак весны в природе, атрибут богини материнства Гуаньинь и поэтому - символ красоты и доброты. Женское изящество всегда сравнивается с гибкостью ивы.

Особой популярностью в китайской живописи пользуется сосна, олицетворяющая и конфуцианскую сдержанность и стойкость, и даосский идеал «пользы бесполезного», то есть изогнутого, сучковатого и непригодного для поделок, а также древнюю идею вечной юности.

Язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства. Тот, кто не понимает смысла иносказаний, не может постичь китайскую живопись. Назовём ещё некоторые популярные символы в изобразительном искусстве: дракон и птица феникс - символы власти, могущества и силы. Дракон также символ императора, а сейчас Китая и мужского начала. Феникс - императрица, женское начало. Лев - символ мощи и благородства. Тигр - защитник от злых духов. Журавль и черепаха - символы долголетия, летучая мышь и сорока - символы счастливой вести. Голубь, как символ мира, появился недавно. Селезень с уткой, две рыбки, две бабочки, два цветка лотоса на одном стебле - символы супружеского счастья. Лотос - символ внутренней чистоты; пион - символ человеческой красоты, богатства, изобилия, почестей и пышности. Персик - символ долголетия и бессмертия; рыба карп - пожелание счастья и успехов; гранат - пожелание большого мужского потомства; множество цветов - символ расцвета китайского искусства.

Традиционная живопись как будто не заботится о формальном соответствии картины изображаемому предмету. Можно сказать, что художника не волнует правдоподобие - реализм понимается более глубоко. Картина - это иной мир, где трава может быть черной, а лица людей - красными. Но вместе, в едином контексте, это смотрится органично. Задачей живописи художник видит гармоничное слияние человеческого и природного, то есть личности художника и окружающего мира. Когда человеческое, искусственное, отражая предмет, не ущемляет естественное - в этот момент и происходит подлинное постижение сути вещей. Сущностной чертой китайской живописи является идейное содержание, которое преобладает над формальным сходством. Китайская живопись движется от сложности смысла к простоте изображения.

Традиционная живопись стремится к монохромному, одноцветному полотну, полагая, что изобилие внешних красот может отвлечь от красоты внутренней, подлинной. Обычно картины пишутся как бы на одном дыхании, не отрываясь. Часто художник по нескольку дней не отходит от полотна. И лишь закончив картину в целом, он может вернуться к ней позже и уточнить детали.

На китайских картинах, как правило, присутствуют иероглифы. Это название картины, имя автора и личная печать художника. Без личной печати картина считается незаконченной. Очень часто картина украшается стихами из традиционной китайской поэзии, подходящими по настроению или по мысли, а также философскими изречениями.Оформление картины само по себе является искусством. Сначала тонкую рисовую бумагу или шелк, на котором написана картина, наклеивают на толстую бумагу, затем вокруг обклеивают соответствующим настроению и стилю картины шелком. Вертикальные картины после этого оформляют как свиток, приделывая довольно тяжелые деревянные ручки сверху и снизу, горизонтальные же помещают в рамку, если они предназначены для того, чтобы быть повешенными на стенах. Многие очень длинные горизонтальные картины, предназначенные для длительного рассматривания по частям, оформляются также в виде свитка. Каждый раз, когда хочется полюбоваться картиной, свиток раскладывают, а затем так же тщательно сворачивают, что само по себе уже является своего рода искусством.

Еще одно отличие от европейской живописи - китайские картины ценятся не столько за красоту, сколько за особое, почти неуловимое ощущение, присутствующее в помещении, где висит картина. Картины, в соответствии с представлениями китайцев, создают настроение, приносят удачу, ограждают от неприятностей, отгоняют злые силы и воздействия. Очень много в оценке картины зависит от личности художника: мастер, обладающий большой духовной силой, взращенной и отточенной за долгие годы занятий своим делом, способен воплотить часть своей силы в картину. И поэтому китайцы ценят в картине не только видимую, внешнюю красоту, но и красоту внутреннюю, силу и «энергию». И во многих учреждениях, офисах правления компаний, в хороших ресторанах и по сей день престижно иметь хорошую картину соответствующей символики. И, конечно же, для образованных и культурных людей в Китае хорошая картина на стене, даже в очень скромной обстановке - предмет восхищения, источник радости и устойчивости и знак принадлежности к категории образованных людей.

Сегодня традиционная живопись не пытается отдалиться от народа. В книжных магазинах Китая сейчас можно купить альбомы для раскраски с последовательным показом порядка выполнения изображения. Практически любой человек, мало-мальски знакомый с изобразительной грамотой, может выполнить приличный рисунок. Этим воспитывается любовь к традиционному национальному искусству и вырабатывается вкус к изящному.

В настоящее время национальная живопись гохуа вышла из узких рамок традиционной тематики, последовав за временем. Живопись становится более разнообразной по сюжетам, в ней появляются лирические и жанровые композиции на темы сегодняшнего дня. Современные картины, исполненные в стиле гохуа, наполняются новым содержанием, живым духом времени.